12 ноября 2022 года, в канун Недели 22-й по Пятидесятнице, по благословению Главы Крымской Митрополии, Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, настоятеля кафедрального собора, старший священник протоиерей Сергий Дубинчук совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Александро-Невском соборе г. Симферополя в сослужении клириков собора.
Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением регента протодиакона Антония Марущака.
•Евангельское чтение•
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин. 21, 13-25).
Ввиду того, что одиннадцатое Евангелие [*] – о призвании Петра – читается отдельно от рыбы и ловли, мы привыкли думать, что это событие было когда-то после Воскресения, особо. В самом же деле оно было заключением явления на ловле. И даже можно думать, что собственно главною целью этого явления и было оно.
Итак, оно было во время обеда: когда же они обедали, Иисус говорит... Какие чувства переживал апостол Петр, – об этом не говорится в Евангелиях... Евангелия говорят только о том, что относится ко Христу Господу; упоминают и о людях, – но постольку, поскольку это связано непосредственно с Иисусом Христом.
И хотя мы прежде иногда осмеливались касаться душевного настроения Петра после его отречения; но, – после Воскресения и явления ему Воскресшего,– не можем и не будем делать этого.
Поэтому начнем с вопроса Господа, как это делает и евангелист. Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Симон Ио́нин – это имя его до первого призвания в апостолы, как известно. И этим именем называет его ныне Господь, без прибавления: «Ки́фа», «Петр», «камень»; ибо он потерял свою твердость, отрекшись от Христа, ради людей: хотя и хвалился: если и все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Правда, он после отречения плакал горько (Лк. 22, 62); но уже падение совершилось. Сей ученик и свидетельствует (удостоверяет) о сем и написал сие; и знаем (евангелист ссылается и на других, которые и без того знали), что истинно есть свидетельство его, Иоанна (Ин. 21, 24). Евангелист, по смирению своему, вообще не любит называть себя по имени, – кроме общего и дорогого ему наименования: егоже любля́ше Иисус.
Многое и другое – эти слова напоминают и первый конец (Ин. 20, 30), – сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин. 21, 25).
Этими словами евангелист подтверждает Евангелия и других евангелистов, – с коими он, следова тельно, согласен; но лишь дополняет их (что ясно каждому).
А слова – самому миру не вместить бы написанных книг – означают или гиперболическое выражение, или, что вернее, они говорят о неизреченности Божественных откровений Господа Иисуса Христа, которых мы «не можем вместить», находясь в мире этом. Всего не записать!
И Сам Господь, в прощальной Своей беседе, сказал ученикам: еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16, 12). Во всех этих словах Господа мы ясно слышим и слова евангелиста.
Это раскрывал Господь уже после Своего Воскресения, в продолжение сорока дней являясь ученикам, и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3).
А потом наставлял их Дух Святой непосредственно... Дальше – через Соборы и святых отцов.
Пресс-служба Александро-Невского собора.