13 августа 2021 года, в канун Недели 9-й по Пятидесятнице, праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Высокопреосвященнейший Митрополит Симферопольски и Крымский Лазарь, Глава Крымской Митрополии возглавил Всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе г. Симферополя.
Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященный Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии, духовенство собора.
Богослужебные песнопения исполнил мужской Архиерейский хор под управлением первого регента протодиакона Антония Марущака.
На великом славословии архипастырь и духовенство совершили чин выноса Креста Господня. После положения Креста на центральный аналой священнослужители и верующие при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» совершили поклонение святыне.
***
В девятом воскресном зачале [*] евангелист Иоанн рассказывает о первом явлении Господа апостолам. Но только он, по обычаю своему, дополняет некоторые подробности, каких нет у Марка (16 гл.) и Луки (24 гл.).
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это. Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому прости те грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказа ли ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вамI Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 19-31).
Самое событие он должен был рассказать; потому что он и хотел запечатлеть именно явление Воскресшего апостолам; и было бы совершенно странным, если бы он, рассказав о путешествии своем ко гробу с апостолом Петром, со слов Марии Магдалины, а потом и о явлении ей Господа, он опустил бы о явлении Его им, ученикам. В сущности, все предыдущее было подготовкой к последнему. Без этого явления – без Фомы – было бы непонятно явление Спасителя ученикам – с Фомою; а теперь – ясно. И прикоснулся... И вдруг из его уст вырвалось: Господь мой и Бог мой!.. Крайне трудно понять: что произошло в этот момент в душе Фомы... Церковь в своих песнопениях говорит много раз, что «благодать» Божия озарила Фому... Но когда действует благодать, ум должен молчать!
А Господь говорит ему с упреком: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Кто же эти блаженные? Петр – ушел от пустого гроба и лишь дивился. Ученики выслушали упрек, что они тоже не верили... Да и им нужно было тоже увидеть Воскресшего; и даже, для удостоверения в истинности, требовалось, чтобы Господь показал им руки и ноги Свои. И потом еще спросил у них какой-либо пищи... Они дали Ему часть печеной рыбы, оставшейся от их ужина, и сотового меда. И Он, взяв, пред ними ел (Лк. 24, 43).
Кто же эти блаженные, невидевшие? Обычно указывают на Иоанна... Он увидел пустой гроб и пелены, – и уверовал... А теперь невидевшими являются миллионы христиан.
Затем евангелист делает заключение к Евангелию: много и других чудес Господь сотворил пред учениками, – о которых не написано в книге сей. А что написано, то лишь для того, чтобы вы, читающие, уверовали, что Иисус есть Христос (Мессия), Сын Божий; и, веруя, имели жизнь во имя Его. Евангелие было закончено. Следующая, двадцать первая, глава была подписана потом.
Пресс-служба Александро-Невского собора.