26 ноября 2022 года, в канун Недели 24-й по Пятидесятнице, дня памяти Апостола Филиппа, по благословению Главы Крымской Митрополии, Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, иерей Александр Харин совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Александро-Невском соборе г. Симферополя в сослужении иерея Максима Пустового и диакона Святослава Гнатишина.
Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением регента протодиакона Антония Марущака.
•Евангельское чтение•
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазатъ Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там его увидите, как Он сказал вам. Н, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16, 1-8).
***
Здесь рассказывается о посещении гроба Христова женами – Марией Магдалиной, Марией Иаковлевой и Саломией. Может быть, это то же самое путешествие, о котором рассказывается и у евангелиста Матфея, – как вообще думают толкователи. Но есть и особенности, отличия от первого видения. Однако, прежде чем говорить о них, выскажем несколько общих мыслей о посещениях гроба мироносицами, – как зовут их всех.
Прежде всего, женщин, которые стремились посетить гроб Христов, было много, несколько групп. Разные евангелисты могут говорить, следовательно, о разных группах.
Притом иные женщины входили в состав различных посетительниц. Могли быть еще посещения и отдельными лицами, – например, это несомненно относительно Марии Магдалины, относительно Кифы, то есть апостола Петра, – о чем упоминает апостол Павел, как это мы видели; было явление Господа апостолу Иакову, говорит он же (1 Кор. 15, 5-7). Между тем об обоих этих лицах в Евангелиях совершенно не сказано; как и апостол Павел упоминает лишь о немногих случаях. В этом и помог апостолу Петру Марк, человек образованный. Но характер апостола все же отразился на Евангелии: простота, образность, замечания очевидца, незначительные подробности (например, Христос взял тещу Петрову за руку (Мк. 1, 31); приводит слова по-еврейски, при воскрешении дочери Иаира: талифа́ ку́ми [3]; а так как римляне не понимали этого языка, то Марк переводит: девица... встань (Мк. 5, 41); то же слово «встань» употребил апостол и сам, когда воскресил Тавифу (Деян. 9, 40); за Петром, как очевидцем (кроме него, никто не мог знать: ни Матфей, ни сам Марк, ни Лука, как не бывший при чуде), записал такую подробность: что девица тотчас встала и начала ходить (Мк. 5, 42); при чуде насыщения пяти тысяч человек Христос велел ученикам рассадить народ отделениями на зеленой траве (Мк. 6, 39); и т.д.). Поэтому Евангелие от Марка – проще, короче, фактичнее.
И может быть, поэтому упомянуто было ангелом имя Петра; а евангелист Матфей опустил со слов женщин. Притом же апостол трижды и с клятвой отрекался от Христа Господа, – хотя потом и плакал горько, а обещался умереть за Христа. И теперь он мог считать себя и изменником Христу, и недостойным быть апостолом; а после этого отречения прошло только два дня, и горечь жгла душу его. Он мог впасть в уныние... Поэтому ангельская память о нем была утешительным бальзамом для него... значит, он не отвержен...
Побежали. У Марка сказано: их объял трепет и ужас; и потому они никому ничего не сказали, потому что боялись. И только – боялись.
А у Матфея написано: поспешно побежали... но со страхом и радостию великою; и притом они побежали, чтобы скорее возвестить ученикам (Мф. 28, 8). И на пути – встреча с Воскресшим Господом. Он сказал им: радуйтесь. Они ухватились за ноги Его. Ничего об этом чрезвычайном видении у евангелиста Марка не сказано. А апостол Петр о таком видении не умолчал бы... Да не умолчали бы и мироносицы: они же никому ничто́же ре́ша, потому что боялись.
Пресс-служба Александро-Невского собора.